Сфера применения монтажных и такелажных скоб

0
58

Такелажные (монтажные) скобы или шаклы – приспособления, используемые для соединения канатов или цепей друг с другом или с какой-либо конструкцией. Изначально шаклы использовались исключительно в морском деле, но позже их сфера применения стала значительно шире. Сейчас такелажные скобы используются в системах подъема и перемещения грузов, для оснащения траверсов, захватов и другого оборудования для грузоподъёмных работ. Скобы могут быть составной частью такелажных систем и буксировочных ремней.

Виды монтажных скоб

Общепринятой классификации монтажных и такелажных скоб не существует. Приспособления делятся на виды по своим техническим характеристикам: форме, виду крепежного элемента, материалу, рабочей температуре.

По форме такелажные скобы принято делить на такие группы:

  • прямые – тип СА;
  • омегообразные (дугообразные, закругленные) – тип СИ.

Оба варианта представлены по ссылке https://prommetey.com/g71789085-montazhnye-takelazhnye-skoby. Второе название приспособлений – шаклы – возникло из-за ошибочного произношения слова «shackle».

В скобах используются да типа соединительных элементов:

  • гайка и шплинт;
  • винт, который вкручивается в резьбовые отверстия.

Для временной фиксации такелажных элементов удобнее использовать приспособления со штифтами. Скобы с контрящим болтом подойдут для постоянной фиксации.

Скобы могут использоваться в различных климатических регионах. Для умеренного климата подойду стандартные приспособления. Для северных районов производят специальные полярные скобы.

Особенности эксплуатации такелажных скоб

Такелажные скобы используются во многих отраслях. Помимо морского дела это строительство, производство, разные сферы промышленности. Приспособления часто применяют и для бытовых нужд.

Размер скоб должен соответствовать размеру выбранных строп. Характеристики приспособлений регламентируются ГОСТом. Размер скобы также зависит от веса и других характеристик груза. С которым придется работать.

При работе с такелажными приспособлениями не рекомендуется использовать термическую обработку применение сварки может значительно уменьшить грузоподъемность скоб.

Штифт при фиксации груза должен быть вкручен до отказа и плотно прилегать к проушине. Параметры штифта и скобы должны соответствовать друг другу. В противном случае посадка заплечника может нарушиться.

Грузоподъёмность крепежного элемента рекомендуется выбирать с запасом. В этом случае учитывается возможность ударных нагрузок. Кроме того, скоба не будет эксплуатироваться на пределе возможностей и прослужит дольше.